Маха бандха: техника выполнения и польза практики

Уддияна бандха, или «вакуум», втягивание живота на выдохе, считается волшебным средством для «плоского» профиля, крепкого пресса и идеальной фигуры. Оказывается, уддияна и вакуум — не одно и то же. Римма Прядченко, мама двоих детей, которая начала заниматься йогой после двадцати девяти лет и стала признанным мастером и йога-практиком, объясняет, в чем разница, и какая польза от обеих техник.

Как и у любой практики с брюшиной, у уддияны-бандхи есть противопоказания:

  • Менструация, в том числе слабые выделения, если цикл нестабильный
  • беременность
  • послеродовой период
  • злокачественные заболевания любой локализации
  • доброкачественные опухоли брюшной полости и малого таза
  • острые воспалительные процессы
  • запор (отсутствие стула больше двух дней)
  • пупочная грыжа
  • диастаз (несмотря на то, что вакуум считается прекрасным средством для подтягивании живота при диастазе, йогатерапевты причисляют диастаз с расхождением мышц больше 4 см к противопоказаниям)
  • миома
  • тромбы
  • период до полового созревания
  • В йоге есть еще одна техника, которую путают с уддияной — наули, «волна», «срединный жгут». подробнее об этом — в следующих материалах.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

МОЯ ПРАКТИКА МУЛА-БАНДХИ

Нелегко приступить к описанию этого, довольно-таки интимного процесса, да еще подобрать настолько «правильные» слова, чтобы он был прост и понятен.… Пожалуйста, не судите строго мои литературные таланты – постараюсь написать так, как рассказывала об этом девушкам, которые обращались ко мне с вопросами по данной теме.

Сначала немного о себе и причинах, побудивших меня пытаться освоить данную практику, ведь всегда интересно сравнивать исходное состояние и результаты, не так ли?

Константин Довлатов, в свое время, начинал тоже с йоги и стал одним из самых востребованных коучей нашего времени, мультимиллионером.

Если хотите узнать его секреты, приходите на бесплатный вебинар «Самый реалистичный способ стать счастливым за 30 дней для обычного человека«.

Мне двадцать семь лет, три из них я занимаюсь йогой, Мула-бандху начала осваивать год назад. По поводу здоровья могу только сказать, что к двадцати годам я была обладательницей замечательного набора болячек: хроническая язва двенадцатиперстной кишки, эрозия шейки матки, болезненные «месячные», прострелы в спине тоже проявились (правда, чуть позже), а также хронический цистит (так мне врачи говорили), ну и разные мелкие неприятности на этом фоне, на которых даже не стоит заострять внимание. И так понятно, что в свои двадцать пять я уже готовилась к плановому «отбрасыванию копыт» или чему-то в этом роде. Если к этому прибавить узко сориентированную работу моих чудных математических мозгов, которые отрицают все, что связано с распространенной «шизотерикой» — чакрами, праной и т.п., то перспектива была не блестящей. Одним словом, помог хороший человек, когда мне стало СОВСЕМ плохо, он направил мои стопы в нужном направлении, это и привело к тому, что в жизнь добавилась одна незначительная (как мне сначала казалось) деталь – утренняя «гимнастика», состоящая из нескольких простейших асан и Шавасаны по завершении занятия. С гибкостью у меня всегда было, мягко говоря, плоховато, представьте себе позы йоги в исполнении Буратино. Поэтому картина складывалась замечательная: человек, доведенный до грани отчаяния своим физическим состоянием, понимающий, что бороться с болячками уже бесполезно (памятуя непреклонное слово «хроника» в медицинских заключениях лучших специалистов Москвы), этот человек начинает делать то, во что не верит! Потому что ему уже все по барабану и без разницы. Наверное, это меня и спасло — когда ничего не ждешь, не пытаешься сделать «как на картинке», да еще и непонятно зачем вообще это делать, тогда и начинается самое интересное. Бедное тело просто выключило меня из процесса восстановления, поскольку я совсем не пыталась вмешиваться в практику и навязывать свои порядки, оно само разобралось с собой, согласитесь, когда вам не мешают что-то делать, то получается быстрее и лучше! Не буду останавливаться на подробностях своего пути в йоги, сейчас речь не о том, но то, что вы узнали, поможет лучше понять исходную позицию и состояние, в котором я начала осваивать Мула-бандху. Самое главное (на мой взгляд), что удалось вынести из практики асан в традиционном ключе, это умение расслабляться ментально, освобождать голову от мыслей (любых!), от повседневных мелочей и забот. Просто ОТКЛЮЧАТЬСЯ на какое-то время, давать системе навести внутри себя порядок, отрегулировать перекосы, выкинуть хлам из потайных уголков (Мы же очень любим такие уголки, правда? И храним там столько всякой дряни!). Многие проблемы за время занятий йогой удалось решить полностью, что-то осталось в виде маленьких рубчиков, иногда слегка ноющих, но уже не таких зловещих. А что-то еще нуждалось в дополнительном внимании.

Читайте также:  Женская йога. Подобно реке: женская практика йоги

Я представляю собой образец русского человека, который, пока жареный петух не клюнет в темя, ничего делать не будет, поэтому вся моя практика была настроена только на излечение имеющихся болячек, ни шага в сторону, может быть это и не очень хорошо, но мне удобнее было себя уговорить, что йогу (асаны) просто НАДО делать. То же самое произошло и с Мула-бандхой. С ее помощью я надеялась избавиться от эрозии шейки матки, стабилизировать месячные, а также избавиться от сильных болей в первые их дни.

Данный текст – это личное восприятие и осознание процесса, мой собственный результат, ни в коем случае не содержащий претензий на роль «эксперта». Может быть дамам, кто уже прочитал книгу о МБ, что-то слышал о ней или попробовал сам, мой опыт даст возможность быстрее и четче разобраться в ощущениях, что-то понять, попробовать, а также избежать ошибок — мне очень хотелось бы этого.

Внешние Дхаути

Наружное очищение (Антар-дхаути, омовение), текст не комментирует, справедливо полагая что помыться человек способен без дополнительных объяснений. Поэтому следует наставление в Данта-дхаути.

Данта-дхаути 

Мытьё корней зубов, корня языка, обеих отверстий глаз, лобных пазух и обоих ушей – пять видов Данта-дхаути.

Эти пять видов Данта-дхаути объясняются следующим образом.

Данта-Мула-Дхаути 

Чисти корни зубов порошком катеху или чистой глиной, пока грязь не будет удалена.

В практике йоги чистка корней зубов считается величайшей Дхаути. Знающий Йогу, на рассвете всегда должен заботиться о своих зубах. В упражнениях очищения эта Дхаути упоминается всеми йогинами.

Мы при чистке зубов обычно пользуемся зубной щёткой и пастой. Здесь однако идёт речь о корнях зубов, что по-видимому даёт несколько иной результат. Под корнями понимаются дёсны в основании зубов. При их растирании происходит не только очищение зубов, но и приток к ним свежей крови, что способствует их укреплению.

Читайте также:  Мастер-класс «Пион из гофрированной бумаги своими руками»

Джива Садхана 

А теперь я расскажу тебе, как очищается язык. Вытягивание языка на всю длину предохраняет от болезней, старости и смерти.

Три пальца – указательный, средний и безымянный – правильным образом вставь в глотку и медленно три корень языка. Этим трением слизь постепенно удаляется.

Три язык свежим коровьим маслом и при этом всё время дои его. Затем вытягивай его железными щипцами всё больше и больше.

Делай это всегда на восходе и заходе солнца. Если делать это постоянно, язык удлинится.

Здесь описана двоякая работа с языком. Очищение корня языка и его вытягивание. Современные индусы используют специальное приспособление для очищения корня языка.

Как делать уддияна бандха?

Уддияна-Бандха выполняется всегда в Шуньяке. Она может завершать сеанс занятий Хатха-Йогой и должна фигурировать в нашем утреннем комплексе гигиениче­ских процедур наравне с умыванием, облегчением, чисткой зубов и расчесыванием волос. Техника выполнения Уддияна-Бандха:

  • Иcходная позиция.: сидя в Позе Лотоса; или стоя, ноги врозь, руки вдоль тела ладонями на бедрах; или лежа на спине.
  • Расслабьтесь как телом, так и душою.
  • Упорядочьте дыхание.
  • Сделайте полный выдох и задержитесь а Шунья­ке. Расслабьте мышцы живота в особенности. (После выдоха есть склонность оставлять брюшные мышцы напряженными. Для правильного выполнения упражнения крайне необходимо, чтобы живот был мя­гок. Проверьте себя рукой)
  • Если вы выполняете стоя, то слегка согните ноги в коленях, туловище чуть наклоните вперед, руки положите ладонями спереди на бедра, пальцами друг к другу. (Вариант: большие пальцы на внешней сто­роне бедер, направлены несколько вверх к спине.)
  • Перенесите вес тела на пяточные части рук с упо­ром на бедра, прижмите подбородок к груди и втяги­вайте брюшную стенку внутрь диагональным движенц­ем, направленным слегка вверх. Представьте, что вы стараетесь протолкнуть живот назад сквозь позвоноч­ник, поднимая диафрагму и образуя глубокую впадину под ребрами. Наклон вперед и упор на руки облег­чают втягивание. Очертания грудной клетки отчетливо просматрива­ются. Плечи и ключицы расслаблены. (Чтобы легче добиться правильного выполнения этой фазы, усвойте себе еще такой образ: выдохнув из легких воздух, вы блокируете дыхание и делаете ложный вдох. т. е. раздвигаете бока, не вбирая воздуха. Живот буквально проваливается кверху внутрь, как если бы он был втя­нут без мускульного напряжения.)
  • Задержитесь в этом положении, сколько сможете. Но постепенно увеличивайте время удержания этого втягивания.
  • Расслабьте живот и упорядочьте дыхание.
  • Повторите фазы № 4 и 8 еще 2-3 раза.

Когда освоите упражнение, делайте его поместив руки за спину либо пальцами в замок на затылке.

Кому применять?

При виде человека с естественно втянутым животом, возникают приятные ассоциации. А когда посмотришь на собственный обвисший живот, настроение падает.

Но ежедневно практикуя Уддияна Бандху, будет заметен положительный результат – живот подтянется, увеличится жизненная энергия, улучшится здоровье. Уддияна продлевает жизнь. При простой технике выполнения упражнения, результат великолепный.

Но имея много выгод, у Брюшного замка замечены противопоказания. Так, нельзя выполнять упражнение при:

  • острой стадии язвы желудка или 12-перстной кишки;
  • беременности;
  • менструальном цикле;
  • заболеваниях сердца, легких, органов, касающихся диафрагмы;
  • грыже брюшной полости;
  • излишних жировых отложениях, особенно, если их много на животе.

Техника безопасности

При выполнении асаны лотоса нужно следовать нескольким правилам:

  • заниматься только на пустой желудок и кишечник (например, утром или на ночь);
  • перед тренировкой обязательно разогреть мышцы спины и ног, растянуть мышцы ягодиц, бедер, коленей и голеней;
  • при подготовке обратить внимание на ощущения в коленных суставах и лодыжках, при появлении боли, щелчков и хруста прекращать практику;
  • во время падмасаны разворачивать только тазобедренные суставы, но не коленные;
  • выполнять все упражнения с прямой спиной, поддерживать глубокое спокойное дыхание.

Заниматься нужно на пустой желудок.

Важно учесть, что йога-комплексы выполняются в направлении сверху вниз. В начале тренировки рекомендуется практиковать асаны стоя или на коленях, а после – переходить к сидячим и лежачим позам. В конце занятия выполняется шавасана, которая обеспечивает полное расслабление и погружение внутрь себя.

Зачем нужна Уддияна бандха?

На физическом уровне Брюшной замок регулирует работу пищеварительной системы. На энергетическом уровне он помогает накоплению внутренней энергии. Опытные практики могут управлять внутренней энергией и направлять её в нади (энергетические каналы).

Одновременное выполнение бандхи и мудр усиливает их воздействие.

Бандхи в йоге представляют собой способы перенаправления жизненной силы. Изначально практика йоги предназначалась для достижения сверхъестественных результатов. Вместо того чтобы, успокоить поток жизненной силы, она усиливает его. Вместо охлаждения тела, она приносит тепло. Изменяет привычные пути течения жизни в теле, ограничивая одни пути и заставляя её искать новые маршруты, развивая и питая даже самые удалённые части тела.

Побочным результатом практики йоги для достижения сверхъестественных результатов, всегда является существенное улучшение общего состояния организма и здоровья, восстановление молодости и лёгкости в теле.

Одним из парадоксальных способов изменения путей течения жизненной силы являются бандхи (bandhas) или замки

. Понять принцип их действия возможно только в контексте понимая общей энергетической природы человеческого тела. Узнать какое влияние оказывает перекрытие горла (Джаландхара-бандха), глубокий выдох и втягивание живота (Уддияна-бандха), сжатие сфинктера (Мула-бандха), возможно только с помощью теорий, представленных в Хатха, Тантра и Кундалини-йоги. Ознакомление с этими направлениями позволит выйти за пределы общеукрепляющего действия практики и приблизиться к трансцендентальным целям.

Техника выполнения

Мула бандха имеет разные техники выполнения. Причем каждая техника подразумевает определенные этапы. Есть для продвинутых, которые подразумевают напряжение не только физического, но и духовного тела. При этом воздействие происходит более глубокое.

Основной вариант, который подразумевает выполнение как женщиной, так и мужчиной, осуществляется сидя на стуле. Медленно происходит сжатие мышц промежности, в частности ануса. При этом остальная мускулатура тела не задействована в работе.

Удерживая анус в напряжении, необходимо задержать дыхание. После расслабления выдохнуть и сделать повтор. Сидя на стуле удобно контролировать движения ануса, поскольку при расслаблении он будет как бы вжиматься в поверхность сидения.