Арт-терапия для детей с ОВЗ: четыре эффективные техники

Фитотерапия – это лечение лекарственными растениями или частями, которые применяются в нативной, свежей или высушенной форме. А также полученными из растений соками, сиропами или вытяжками, приготовленными по технологиям, которые обеспечивают наличие наибольшей части биологически активных веществ.

 Что такое арт-терапия

Арт-терапией называют методику лечения, которая основана на привлечении ребенка или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоциального благополучия.

На сегодняшний день применение арт-терапии пользуется большой популярностью как один из способов самовыражения человека. Его основное отличие от других методик — человек может выразить свое эмоциональное состояние не только с помощью общения, а через различные виды творчества. Внутренне «Я» может выразиться в создаваемых в процессе творческой деятельности образах. Это могут быть рисунки, фотографии, графика, скульптура и множество других видов искусства. Бывают и более экспрессивные методы художественного выражения, такие как танцевальная терапия, актерская игра. В любом случае, арт-терапия позволяет не только выразить свои эмоции, снять напряжение и улучшить настроение, но и проанализировать то состояние, в котором пребывает человек, дать ему оценку.

Наши специалисты

Аршинов Станислав Валентинович, Главный врач клиники, врач остеопат.Бактышев Даниил Ильич  Врач травматолог ортопед, остеопат, специалист по спортивным травмам.Иванов Георгий Александрович Врач восстановительной медицины. Врач остеопат.Ивкина Валентина Юрьевна Спортивный, оздоровительный массажКарпенко Иван Александрович Психологическое консультирование, арт-терапия.

Мишина Светлана Викторовна Врач остеопат по планированию беременности при бесплодии, подготовка к ЭКОНовоселова Марина Петровна Врач — невролог, рефлексотерапевт Врач высшей категории, общий стаж работы 19 летРундыгина Наталья Петровна врач гомеопат, акушер-гинекологСтрогая Наталья Ивановна Гомеопатическое лечениеТараканова Александра Вячеславовна Врач-краниосакральный терапевт.

Чем занимается фитотерапевт

Доктор-фитотерапевт специализируется на использовании лекарственных трав для лечения и профилактики различных болезней. Этот врач должен в обязательном порядке владеть знаниями в области фармакологии, физиологии, патологической анатомии и других общих медицинских наук.

К специалистам такого профиля обычно обращаются в случаях, когда традиционные медики не могут диагностировать заболевания и нарушения в теле человека, или же есть установленный диагноз, но назначенная терапия не даёт результата. Доктор может проводить диагностические мероприятия, назначать дополнительные физиологические или лабораторные исследования, разрабатывать схемы лечения, а также систему профилактических мероприятий.

К компетенции врача-фитотерапевта относится:

Чем занимается фитотерапевт
  • сбор анамнеза посредством опроса и осмотра пациента, анализа данных проведённых специальных исследований;
  • изучение воздействия травяных сборов и лекарственных веществ на организм человека;
  • оценка влияния лечения на работу внутренних органов, осуществляющих в теле человека фильтрационную функцию (почек, печени);
  • ознакомление пациента с возможными последствиями и побочными действиями различных фитопрепаратов;
  • приготовление травяных сборов, настоек, мазей и других лекарственных средств, заготовка материала для них;
  • назначение профилактической терапии.
Читайте также:  Аюрведа, питание по дошам: пища для огня, воздуха и воды

Наибольший эффект обычно имеет схема лечения, основанная на индивидуальном подборе травяных сборов и препаратов для конкретного человека, с учётом его состояния, привычек, образа жизни.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

  1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
  3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
  6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
  1. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  2. Снижение уровня стресса.
  3. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  4. Преодоление возрастных кризисов.
  5. Решение семейных конфликтов.
  6. Повышение навыков коммуникации.
  7. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
  8. Проработка психологических травм.
  9. Преодоление фобий.

Принципы интерпретации в арт-терапии

  1. Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
  2. Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
  3. Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
  4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
  5. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает.

«В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».

Этапы арт-терапии

  1. Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
  2. Основной этап — работа с ребенком.
  3. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
  4. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
  5. Завершающий этап (терминация).

«Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».

Читайте также:  20 советов как сесть на шпагат + 19 упражнений для шпагата (фото)

Методы арт-терапевтического процесса

  1. Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
  2. Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
  3. Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
  4. Песочная терапия.
  5. Терапия водой.
  6. Игротерапия.
  7. Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
  8. Танцевально-двигательная терапия.
  9. Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
  10. Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
  11. МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Формы арт-терапии

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.

Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.

Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.

Арт-терапия дома

Заниматься арт-терапией самостоятельно просто и доступно. Главное – желание и наличие свободного для этого времени.

Итак, практика арт терапии дома: Устройтесь поудобнее, возьмите бумагу, фломастеры, краски или все, что вы хотите использовать в творческом процессе. На минутку-другую закройте глаза, почувствуйте себя, свое тело, отпустите все проблемы подальше… Начинайте рисовать!

Рисуйте не задумываясь, рисунок должен произвольно появляться из-под вашей руки. Не должно быть задуманного сюжета, дайте вам создать эту абстрактную картину из линий, кругов, пятен или еще чего-нибудь. Когда процесс будет в самом разгаре, вспомните о проблеме, которая не дает вам покоя последнее время.

И теперь, рисуя, думайте о ней, подбирайте цвета и формы линий исходя от эмоций к этой проблеме. Лейте свои чувства на бумагу, не стесняясь. Рисуйте до тех пор, пока не «вытащите» эту проблему из себя или пока не устанете. Посмотрите на свое творение…

Читайте также:  Йога для похудения – упражнения с пользой для здоровья

Подумайте, что вы чувствуете, анализируйте линии и цвета. Потом порвите это творение на мелкие кусочки или сожгите. В этот момент вы избавляетесь от плохих эмоций, от переживаний, от негативных размышлений, вся тяжесть и неприятность проблемы перешла в рисунок и исчезла вместе с ним.

Теперь возьмите новый лист бумаги. Ассоциируйте его с вашими лучшими воспоминаниями, эмоциями, чувствами. Подумайте, как, когда и в каких обстоятельствах вы испытывали счастье, радость и приятные эмоции. Вспоминайте детали этих счастливых минут: во что вы были одеты, как светило солнце, ощущения в теле. Начинайте рисовать это счастье, эти эмоции так, как вы их видите. Используйте ассоциативные цвета и формы. Думайте о приятном и выражайте это на бумаге.

Занимайтесь арт-терапией, творчеством, и вы будете удивлены результатами!

Арт-терапия дома

Так же вам может быть интересно:

  • Мастер-класс  «Рисуем за 1 день»
  • Декупаж для начинающих

При использовании материала активная ссылка на источник обязательна

Нет похожих записей

Трекбэк с Вашего сайта.

Арт-терапия на дому

Среди всех новых направлений психотерапии занятия творчеством все больше и больше становятся популярными благодаря своей многофункциональности. Их активно используют как самостоятельно, так и в дополнении к гештальт-терапии. Человек может заниматься лечением дома. Возможности домашней арт-терапии распространяются только на индивидуальные занятия. Групповая система на дому малоэффективна.

Самостоятельно избавиться от стресса, снять физическое и умственное напряжение и хорошо провести время можно с использованием антистрессовых раскрасок. Заполняя разными цветами пространство черно-белых иллюстраций, человек отключается от внешнего мира и выражает свои чувства и эмоции. Занятия на дому подходят для маленьких детей.

Сказкотерапия от родителей дает малышам возможность успокоиться и полностью погрузиться в мир собственных фантазий. Также популярна и куклотерапия. Используются как лечебные, так и развивающие методики.

Арт-терапия на дому

Сущностные психоэмоциональные проблемы свойственны и взрослым. Специфика терапии в том, что каждый человек может выбрать для себя занятие, которое ему ближе по духу. Психологи помогут подобрать метод, кратко объяснять его суть, а выполнение задания проводится самостоятельно. Кому-то по духу рисование, другим ландшафтный дизайн, некоторые пишут стихи, вкладывая в слова свои чувства. Символы спокойствия и радости прячутся в занятии любимым делом.

Сказкотерапия подходит для детей и может проводиться на дому

Показание для проведения арт-терапии

Показаниями к лечебной терапии может стать любое отклонение психоэмоционального или психического состояния человека. К наиболее распространенным относятся:

  • Стресс, депрессия, подавленное настроение.
  • Импульсивность и эмоциональная неустойчивость.
  • Страхи, фобии.
  • Заниженная самооценка, негативная «Я-концепция».
  • Повышенная тревожность.
  • Психологическая неудовлетворенность собой или какими-либо отношениями.
  • Беспричинная раздражительность и конфликтность.
  • Замкнутость и психическое напряжение.
  • Психологическая травма.
  • Нарушение коммуникативных качеств.
  • Возрастные кризисы.
  • Задержка психического или речевого развития.