АГАНДА ЙОГА, или Открытая непрерывная практика йоги

Слово «йога» в переводе с санскрита означает духовную связь, причем с самим Богом. На практике эта связь осуществляется через комплекс физических и умственных упражнений, развивающих человека физически, психически и духовно.

Происхождение йоги и ее первоисточники

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны (Самадхи).
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Происхождение йоги и ее первоисточники

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал — Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе — материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Основное понятие йоги

Йога в широком смысле означает совокупность специальных практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения человеком возвышенного духовного и психического состояния. Одним словом, йога — это философия жизни, где душа и тело находятся в гармонии.

Читайте также:  Подготовка к падмасане

Современная йога (хатха-йога) — это комплекс упражнений (асан), состоящих из дыхательных, психических и физических практик.

Посредством асан (позы в йоге), пранаямы (практики дыхания), мудры (жестов) и шаткармы (внутреннего очищения от шлаков и токсинов) достигается союз тела и духа.

В комплексе эти практики используют для поднятия энергии, повышения тонуса мышц. Хатха-йога учит концентрации и правильному расходу энергии тела.

Йогой можно заниматься независимо от того, какие у человека цели или намерения. Здесь также не важен вес, возраст, религиозные взгляды и состояние здоровья — для каждого найдется своя модификация комплекса упражнений.

Однако если есть проблемы со здоровьем, лучше перед началом терапии проконсультироваться со своим врачом и выполнять асаны под присмотром гуру (учителя).

Заслуга Айенгара

Йога Айенгара – авторская методика древнейшей практики хатха-йоги, названная в честь ее создателя. Точнее было бы говорить не об отличии, а о детальной разработке ее пранаям и асан, позволившей наиболее полно адаптировать древнюю технику для людей современности. Чтобы лучше понять особенности усовершенствованной им системы, надо знать историю и условия формирования личности ее основателя.

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, выходец из небогатой семьи брахмана, родился в 1918 г. в индийском штате Карнатака. Перенеся в детстве несколько тяжелых заболеваний, мальчик был настолько ослаблен, что решил исцелиться с помощью йоги. Однако, пройдя суровую и жесткую практику у своего учителя, он понял, что такой интенсивный метод может подойти далеко не всем. Приступив к самостоятельным урокам со своими учениками он попытался переосмыслить полученный опыт.

В Индии в 30-х годах прошлого века йога не была широко развита как техника самосовершенствования, и в основном, к нему приходили люди, желающие улучшить свое здоровье. Не имея опыта в йоготерапии, юноша был вынужден изучить многие древние трактаты. Глубоко и детально он тренировался в мастерстве выполнения асан, уделяя занятиям по 10 часов в день.

Читайте также:  Йога для похудения – упражнения с пользой для здоровья

Тогда и начинает формироваться его авторский стиль, отличный от предыдущей жесткой практики. Айенгар кардинальным образом трансформирует технику выполнения асан. Избегая особо болезненных поз, он придает большое значение наклонам вперед, позволяющим сделать позвоночник сильным и стабильным. В течение долгих лет он проводит исследования лечебных эффектов асан и пранаям на организм человека.

Заслуга Айенгара

Свою первую поездку в Европу гуру совершил в 1954 году. Благодаря ему древнее искусство, не слишком распространенное даже на своей родине, переживает второе бурное рождение. Запад глубоко и по-настоящему открывает для себя йогу. Учениками Айенгара становятся выдающиеся люди своей эпохи – крупнейшие политики, известные писатели, актеры и даже Ее Величество Королева Бельгии.

В 1966 г. в свет выходит его книга «Йога Дипика», которую повсеместно признают библией йоги.

Неоценимой заслугой Б. К.С. Айенгара является то, что он сделал хатха-йогу не привилегией касты избранных, а доступной для людей разного уровня физической подготовки – не зависимо от их возраста, здоровья, пола и расы. Доказательством тому может служить, что его система развития является сегодня самым известным и востребованным направлением йоги во всем мире.

Тратака (сосредоточение взгляда)

Тратака использует концентрацию на зрительных ощущениях. Обычно это пламя свечи или (реже) точка, нарисованная на листе бумаги.

Техника выполнения. Сядьте удобно, с прямой спиной. Поместите свечу или лист с нарисованной точкой прямо по линии взгляда, на расстоянии полметра или метр.

Сосредоточьте взгляд на объекте, расслабьтесь, постарайтесь не переводить взгляд и не шевелиться. Если возникнет желание моргнуть – моргайте, но не переводите взгляд.

Полностью концентрируйте внимание на объекте. Если внимание отвлеклось, очень мягко верните его назад. Выполняйте непрерывную концентрацию взгляда по крайней мере 3 минуты либо до усталости глаз, затем закройте глаза. Перед вами появится остаточный след на сетчатке – яркая точка. Концентрируйте внимание на этой точке, пока она не исчезнет.

Медитация в повседневной жизни

Медитировать можно не только на коврике. Если вы осознанно и с полной концентрацией на происходящем выполняете любое действие – например, едите, идете, моете посуду, принимаете душ – это тоже медитация. Помещайте часть внимания на ощущения в теле. Такая практика поможет успокоиться и сосредоточиться на текущем моменте, и при этом не требует много времени и каких-то специальных усилий.

Читайте также:  Поза алмаза Ваджрасана: польза и техника выполнения

ступеней Аштанга йоги

Охарактеризуем вкратце каждую ступень, которая является одним из этапов Пути к Цели.

8 ступеней:

  1. Яма. На этой ступени осваиваются жизненные принципы каждого человека – ненасилие, честность, правдивость, контроль похоти и добрачное целомудрие, нестяжательство. Работа идет над развитием стойкости духа, милосердия, сострадания, смирения, а также умеренного аппетита.
  2. Нияма. Это правила жизни каждого индивидуума. Под ними понимается чистота (физическая, умственная, словесная), удовлетворенность настоящим, самодисциплина, самообучение и т.д. Если не соблюдать первые две ступени, то тех результатов, которые можно достичь по прохождении 4 ступеней, вам получить не удастся.
  3. Асана. Асаны можно развивать в 4 уровнях прогрессии. Например, мастерством на физическом уровне считается возможность удерживать асану на протяжении 3 часов без дискомфорта.
  4. Пранаяма. Так называется контролируемое дыхательное упражнение. Постигнув его, вы можете научиться управлять ритмом пранической энергии, что ведет к достижению здоровья тела и разума.
  5. Пратьяхара. А это умение сознательно отвлекать чувства от мыслительного объекта. Сила разума повышается с помощью психической подготовки.
  6. Дхарана. Так называют концентрацию ума в определенных рамках. То есть на этом этапе человек учится особенной психической концентрации. Он может оставаться собранным и сосредоточенным даже в стрессовых ситуациях.
  7. Дхьяна. Это медитация – состояние полной и глубокой концентрации. Как видите, достижение медитации возможно только по прохождении предыдущих этапов.
  8. Самадхи. А это итоговая цель практики. Она предполагает просветление и предварительное состояние нирваны. Отношения между умом и объектом становятся так глубоки, что сознание концентрируется, а осознание самого объекта властвует над умом.